Стандарты общеобразовательных школ требуют, чтобы к моменту поступления в первый класс шестилетние дети уверенно читали по слогам. Для того чтобы этому соответствовать, необходимо организовать для ребенка домашние уроки или выбрать эффективные развивающие занятия для подготовки к школе.
Чтение можно или полюбить на всю жизнь, или относиться к нему как к неприятной обязанности. На формирование полезной привычки оказывает влияние формат занятий с ребенком, грамотный выбор детской литературы.
Методики обучения
Существует несколько методов, которые можно взять за основу домашних занятий после изучения алфавита:
- упражнения на складывание букв в слоги;
- авторские кубики Зайцева;
- восприятие целого слова как единой картинки.
Выбирать вариант следует в зависимости от индивидуальных особенностей восприятия. Главное, чтобы упражнения и объяснения были понятны. Родители должны проявить терпение, не выходить из себя и не ругать малыша, если что-то не получается, обязательно поощрять за успехи.
Выбор книг для чтения
Детям в возрасте шести лет еще интересны сказки. Сюжеты рассказов и повестей должны быть логичны и понятны. На данном этапе важно развивать навык чтения, учиться воспринимать прочитанное, а не путаться в сложностях сюжетной линии. Очень полезно:
- заниматься регулярно;
- обсуждать поступки героев;
- устраивать театрализованные представления по мотивам литературных произведений.
Оформление книжек также имеет значение. Отлично, если шрифт крупный, имеются картинки, в словах расставлены ударения. Говоря о конкретных произведениях, шестилеткам стоит посоветовать читать:
- авторские и русские народные сказки;
- стихотворения Агнии Барто, Самуила Маршака, Корнея Чуковского;
- «Приключения Буратино», «Три толстяка».
В традиционных приемах школьного обучения чтению преобладают методики складывания букв в слоги, а потом – в слова. Сегодня разработаны и многократно проверены на практике альтернативные варианты овладения навыком. На занятиях скорочтением (другое название курса – либерика) детей учат читать под широким углом зрения, не проговаривая про себя слова и не возвращаясь к пройденным текстовым фрагментам. Владение такой техникой в несколько раз повышает скорость чтения, что, несомненно, способствует достижению успехов в учебе и жизни в целом.
При желании обучить ребенка читать до школы важно сделать это методически правильно, чтобы впоследствии усвоенная техника не превратилась в тормоз. Если родители не чувствуют в себе должного потенциала, лучше подобрать занятия в центрах детского развития, где с дошкольниками работают профессиональные педагоги.